5 класс
Герои сказки и их поступки.

Назад

Учитель русского языка и литературы
Прокопеня Елена Борисовна

Цель: рассмотреть и оценить поступки героев сказки. Раскрыть понятие «внутренняя» красота человека.

Развивающая: научить оценивать поступки героев, отличать хорошие поступки от плохих.

Воспитательная: научить детей оценивать людей не по внешнему виду, а по внутреннему миру, душевным качествам. Научить видеть положительных и отрицательных героев.

Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

А. С. Пушкин.

У нас сегодня заключительный урок по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Мы сегодня поговорим о героях сказки и проанализируем их поступки. Сравнивая героев, мы решим: положительные они или отрицательные. По ходу урока вам надо заполнить таблицу, разделив героев на положительных и отрицательных.

В конце урока вам надо будет объяснить, почему вы именно так разделили героев.

- Какие есть герои в сказке? Перечислите. Какие герои вызвали у вас симпатию?

- Давайте послушаем начало сказки, что это за героиня? Что она делает у окна? ( Царица)

(Слушаем отрывок . Запись)

- Какие глаголы использует автор, чтобы показать, как она его ждёт?

- Царь вернулся, какие теперь автор использует глаголы, чтобы показать состояние царицы?

-Что почувствовала она, увидев царя?

-Так как ждала царица своего мужа?

Ответы учеников. Долго и терпеливо. Главной чертой героини является её верность царю.

- Она положительный или отрицательный персонаж? ( запись в таблицу)

- А что это за героиня? ( чтение наизусть отрывка и ответ на вопрос. 3 груп. индивид. задание )

- Она дочь царицы. Какую черту она унаследовала от матери?

- С кем её сравнивает автор? На что похоже это описание?

- Почему именно с цветком?

- Как автор на протяжении всей сказки называет царевну? Как он к ней относится?

- Когда он её называет хозяюшкой?

- Почему он её называет «красавицей- душою, моя душа»? Какого человека можно так назвать?

- какие поступки это доказывают?

- Мы приходим к выводу, что царевна красива внешне, а любят её за красивую душу. Она соединяет в себе красоту души с красотой внешней.

А. За что её любит пёс Соколко?
Б. Елисей?
В. Отец?
Г. 7 богатырей?

Ответы учеников. Её все любят за то, что она не причинила никому зла, не совершала плохих поступков. Какой она герой? (запись в таблицу)

- А что это за героиня?( Чтение наизусть отрывка и ответ на вопрос. 3 гр.)

- Чем занимается мачеха?

- Она такая же добрая, как и царевна? Душа у неё красива так же, как и лицо?

- Давайте вспомним, какие она совершала поступки.

- Как автор называет мачеху и относится к ней?

- Вы согласны со словами автора? Почему?

- Давайте сравним две героини:
Царевна  Мачеха
Добрая    злая
Смиренная    гордая
доброжелательна я    ревнивая

(Продолжить сравнение)

Эти две героини противопоставлены друг другу. Чем же они отличаются?

- А можно ли любить человека, который совершает плохие поступки, но красив внешне?

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА.

Сидя на стуле отвести голову назад и плавно наклонить вперёд, 3 раза наклонить голову вперёд, плечи не поднимать. Сидя, руки на поясе. Один поворот головы направо, поворот головы налево. Повторить 6 раз.

Сидя, руки вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6 раз. Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.

Продолжаем работу. Что это за герой?( Чтение наизусть отрывка о Елисее о ответ на вопрос. 3 гр.)

- Зачем отправляется Елисей в дорогу?

- Опишите его чувства. Как он ищет любимую? ( Работа с текстом)

К кому обращается за помощью Елисей?

- Как вы считаете, можно этот поступок назвать благородным и почему?

Какой он герой?

- Есть у нас ещё одна героиня- Чернавка. Как вы считаете, она положительная или отрицательная героиня? Прежде, чем вы ответите, давайте вспомним, какие она совершила поступки?

Критик Непомнящий сказал о ней: « О предательнице Чернавке мы думаем с презрением».

А вы как думаете?

Теперь обратимся к иллюстрации В. А. Серова

Слайд 1. Портрет Серова. Текст о нём.

Слайд 2. Иллюстрации .

Беседа.

Что изображено на картине?

Мы посмотрели иллюстрации к сказке, а теперь посмотрим ваши рисунки.

Обсуждение:

- кого вы изобразили на рисунке?

- какой эпизод из сказки?

А теперь давайте заглянем в другие сказки А. С. Пушкина. Какие поступки там совершают герои, есть ли отрицательные и положительные герои.

Индивидуальное задание. 1и 2 гр.

  1. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  2. «Сказка о царе Салтане».
  3. «Сказка о попе и его работнике Балде».

По плану.

  1. Назвать положительных и отрицательных героев.
  2. Чему учит сказка?
  3. Что общего со «Сказкой о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

Проверка заполнения таблицы.

Обратимся к эпиграфу. Каждая сказка чему-то учит, даёт нам урок, на что- то намекает, предостерегает.

Всех героев мы разделили на отрицательных и положительных. И мы видим, что в этой сказке противопоставлены добро и зло. Добро побеждает . Противопоставлена красота внутренняя красоте внешней. Только царевна в этой сказке соединяет красоту души с внешней красотой, поэтому автор и называет царевну красавицей- душой.

А. П. Чехов сказал: « В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»

Оценки.

Д/З.

Сказка братьев Гримм « Снегурочка». Что общего и что различного в сказке Пушкина и в сказке, сочиненной его предшественниками?
Hosted by uCoz