Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-их классах
"Мой верный друг, язык мой русский"
Подготовили и провели:
Классный руководитель 3-а класса Власова Светлана Владимировна
Классный руководитель 3-в класса Алиякбярова Венера Рамилевна

Назад

Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки коллективной работы.

Ход занятия.
Hosted by uCoz
1. Вход детей в класс. Дети входят в зал с песней «Чему учат в школе?»
2. Организационный момент. а) - Ребята, чем эта неделя в нашей школе отличается от других недель?
(Эта неделя в нашей школе объявлена неделей русского языка)
б) Чтение стихов учителем.
Щедрое народное наследство-
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.

Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком-
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Наш язык - язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

В нашем турнире примут участие три команды.
3. Представление команд • название
• девиз
• капитан
4. Разминка.
а) -Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.
Нога - …(ноги)
Рука – …(руки)
Дуга - … (дуги) Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)
Ведро - … (ведра)
Бедро - …(бедра)
Метро - …(сущ. метро не имеет множественного числа)
День - …(дни)
Пень - …(пни)
Лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)
Цыпленок -…(цыплята)
Козленок - …(козлята)
Бочонок - … (бочонки)
б) - Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Теперь вы будете работать в командах. Внимательно слушайте и отвечайте на вопросы. За правильный ответ вы будете получать фишки. 1. Кого, согласно русской поговорке, ноги корят? (волка)
2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло? (рак)
3. Какие берега обычно бывают у молочной реки? (кисельные)
4. Какая хищная рыба стала героиней русской народной сказки? (щука)
5. Кого в сказках называют Топтыгиным? (медведя)
6. На чем приносит новости сорока? (на хвосте)
7. Два каких гуся жили у бабуси? (веселых)
8. От чего яблоко падает недалеко? (от яблони)
9. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь? (с малиной)
5. Задание командам (на карточке). - Кто быстрее допишет слова?
Задание: допишите еще один слог, чтобы получилось слово.
             ра	 	ки
             ру	 	ка
             ба	 	по

- Что общего в этих словах?
6. Задание командам (презентация) - Кто больше знает признаков предмета?
Команды по очереди называют признаки предмета. Побеждает команда, которая назовет признак последней.
- Какой частью речи являются эти слова?
8. Задание командам (презентация) - Выпишите родственные слова, выделите корень.

Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
9. Задание командам - Без букв и грамматики не обходятся и математики!
Грамматическая арифметика
Нота «до»+ зарытые в земле ценности = доклад
До + рожки у улитки = дорожки
До + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = досада
С + спрятанные ценности = склад
Чудеса – а + ный = чудесный
Часть – ушко – о +а = Кабан – ан + лук = каблук
частушка
10. Задание командам (на карточках) Учитель: Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память.

Закончи пословицу по ее началу.
Не сиди сложа руки …(не будет и скуки)
В гостях хорошо, …(а дома лучше)
Один- за всех …(все- за одного)
Не имей сто рублей …(а имей сто друзей)
Без труда не вынешь …(рыбку из пруда)
Скучен день до вечера …(коли делать нечего)
Терпение и труд …(все перетрут)
Семь раз отмерь …(один отрежь)
За двумя зайцами погонишься …(ни одного не поймаешь)
Поспешишь …- (людей насмешишь)
Любишь кататься …(люби и саночки возить)

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.
11.Конкурс капитанов
  1. Что такое подлежащее? (это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что?)
  2. Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что? называются…( имена существительные)
  3. Какие слова называются однокоренными? (слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень: например: осень-осенний)
  4. Сколько звуков обозначают гласные Е, Ё, Ю, Я после согласных? (1 гласный звук )
  5. Как переносится слово с двойными согласными? (одна согласная остаётся на строчке, а другая переносится)
  6. Как называется предложение, в котором о чем-либо сообщают (повествуют)? (повествовательное)
  7. Как переносится слово с буквами Ь и Й? (при переносе слова их нельзя отделять от стоящей впереди буквы: пись-мо, строй-ка).
  8. Слова, которые обозначают признак предмета и от¬вечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? (имена прилагательные)
  9. Назовите главные члены предложения. (подлежащее, сказуемое)
  10. Что такое корень слова? (это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение)
  11. Что такое сказуемое? (член предложения, который обозначает, что го¬ворится о подлежащем. Отвечает на вопросы: Что делал? Что делает? Что сделал? И т.д.)
  12. Для чего служат окончания и предлоги? (для связи слов в предложении)
  13. Что такое приставка? (это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: например – пригород)
  14. Назовите слова, которые обозначают действие предметов и отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (глаголы)
  15. Из чего состоит наша речь? (из предложений, а предложения — из слов)
  16. Как называется предложение, которое произносится с сильным чувством? (восклицательное: например: (Ура!))
  17. Что такое окончание? (это изменяемая часть слова. Например: парта — парты.)
  18. Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково).
  19. Как определить, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников)
  20. Как проверить гласные А, О, Е, И, Я в безударных слогах? (нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава-травы)
12. Подведение итогов. Награждение команд.

На столе моем - книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель –
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний –
Ключ волшебный в руке
Говорю с целым миром
Я на том языке.