У нас сегодня заключительный урок по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Мы сегодня поговорим о героях сказки и проанализируем их поступки. Сравнивая героев, мы решим: положительные они или отрицательные. По ходу урока вам надо заполнить таблицу, разделив героев на положительных и отрицательных.
В конце урока вам надо будет объяснить, почему вы именно так разделили героев.
- Какие есть герои в сказке? Перечислите. Какие герои вызвали у вас симпатию?
- Давайте послушаем начало сказки, что это за героиня? Что она делает у окна? ( Царица)
(Слушаем отрывок . Запись)
- Какие глаголы использует автор, чтобы показать, как она его ждёт?
- Царь вернулся, какие теперь автор использует глаголы, чтобы показать состояние царицы?
-Что почувствовала она, увидев царя?
-Так как ждала царица своего мужа?
Ответы учеников. Долго и терпеливо. Главной чертой героини является её верность царю.
- Она положительный или отрицательный персонаж? ( запись в таблицу)
- А что это за героиня? ( чтение наизусть отрывка и ответ на вопрос. 3 груп. индивид. задание )
- Она дочь царицы. Какую черту она унаследовала от матери?
- С кем её сравнивает автор? На что похоже это описание?
- Почему именно с цветком?
- Как автор на протяжении всей сказки называет царевну? Как он к ней относится?
- Когда он её называет хозяюшкой?
- Почему он её называет «красавицей- душою, моя душа»? Какого человека можно так назвать?
- какие поступки это доказывают?
- Мы приходим к выводу, что царевна красива внешне, а любят её за красивую душу. Она соединяет в себе красоту души с красотой внешней.
А. За что её любит пёс Соколко?
Б. Елисей?
В. Отец?
Г. 7 богатырей?
Ответы учеников. Её все любят за то, что она не причинила никому зла, не совершала плохих поступков. Какой она герой? (запись в таблицу)
- А что это за героиня?( Чтение наизусть отрывка и ответ на вопрос. 3 гр.)
- Чем занимается мачеха?
- Она такая же добрая, как и царевна? Душа у неё красива так же, как и лицо?
- Давайте вспомним, какие она совершала поступки.
- Как автор называет мачеху и относится к ней?
- Вы согласны со словами автора? Почему?
- Давайте сравним две героини:
Царевна | Мачеха | |
Добрая | злая | |
Смиренная | гордая | |
доброжелательна я | ревнивая |
(Продолжить сравнение)
Эти две героини противопоставлены друг другу. Чем же они отличаются?
- А можно ли любить человека, который совершает плохие поступки, но красив внешне?
Сидя на стуле отвести голову назад и плавно наклонить вперёд, 3 раза наклонить голову вперёд, плечи не поднимать. Сидя, руки на поясе. Один поворот головы направо, поворот головы налево. Повторить 6 раз.
Сидя, руки вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6 раз. Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.
Продолжаем работу. Что это за герой?( Чтение наизусть отрывка о Елисее о ответ на вопрос. 3 гр.)
- Зачем отправляется Елисей в дорогу?
- Опишите его чувства. Как он ищет любимую? ( Работа с текстом)
К кому обращается за помощью Елисей?
- Как вы считаете, можно этот поступок назвать благородным и почему?
Какой он герой?
- Есть у нас ещё одна героиня- Чернавка. Как вы считаете, она положительная или отрицательная героиня? Прежде, чем вы ответите, давайте вспомним, какие она совершила поступки?
Критик Непомнящий сказал о ней: « О предательнице Чернавке мы думаем с презрением».
А вы как думаете?
Теперь обратимся к иллюстрации В. А. Серова
Слайд 1. Портрет Серова. Текст о нём.
Слайд 2. Иллюстрации .
Беседа.
Что изображено на картине?
Мы посмотрели иллюстрации к сказке, а теперь посмотрим ваши рисунки.
- кого вы изобразили на рисунке?
- какой эпизод из сказки?
А теперь давайте заглянем в другие сказки А. С. Пушкина. Какие поступки там совершают герои, есть ли отрицательные и положительные герои.
Обратимся к эпиграфу. Каждая сказка чему-то учит, даёт нам урок, на что- то намекает, предостерегает.
Всех героев мы разделили на отрицательных и положительных. И мы видим, что в этой сказке противопоставлены добро и зло. Добро побеждает . Противопоставлена красота внутренняя красоте внешней. Только царевна в этой сказке соединяет красоту души с внешней красотой, поэтому автор и называет царевну красавицей- душой.
А. П. Чехов сказал: « В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»